По мотивам эпоса Толкина

Научное сообщениво о Толкине

Научное сообщениво о Толкине

Массовая популярность творчества писателя привлекла к его произведению внимание и научного сообщества.  

До сих пор интерес исследователей к нему не ослабевает. До сих пор на просторах Интернета на сайтах образовательных организаций можно встретить объявления о проведении очередной конференции, посвященной творчеству Толкина, ознакомиться с материалами ранее прошедших конференций. Примером является Сборник трудов VII Научно-практической конференции «Дж. Р. Р. Толкин: жизнь, наследие и наследники» (2024 г.)[1], организованной ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского».

Так со временем преимущественно в среде литературоведов и исследователей смежных дисциплин как на Западе, так и в России сформировалась культурно-пространственная «толкинистика». Ученые и исследователи продолжают изучать изумительный мир эпоса Толкина.

Среди основных направлений исследований предлагаем обратить внимание на следующие подходы.

Представителями историографического направления толкинистики отождествляют книги Толкина с историческими документами, ранее утерянными и возрождёнными писателем, опираясь в своих умозаключениях на географические и исторические составляющие мира Средиземья. Представителем такого подхода является, например, Пётр Чистяков [15].

Приверженцы «теологического» подхода в основу своих исследований ставят новую религию Средиземья, довольно подробно выстроенную Толкиным. Работы Сиверцева М. [12] и Федорова П. [14] как раз относятся можно отнести к таким исследованиям.

Немногочисленные авторы психоаналитического подхода при анализе эпоса писателя используют средства психоанализа К.Г. Юнга. Так, например, А.С. Большаков[2] при рассмотрении персонажей Толкина классифицировал группы героев по разным архитипам («война», «мудрецы», «плут», «спутник», «тень»).

Представители «лингвистического» подхода преимущественно исследовали как оригинальные тексты, так и переводы на другие языки произведений Толкина. Особенно они обращают внимание на оригинальный язык, названия из мира Средиземья, авторские неологизмы (слова, придуманные писателем). К таким авторам относятся Б. Жуков [6], М.Каменкович [7], Трушина М. К. [13], Алямкина К. С. [13],       Афанасьев В. А. [1] и др.

Сторонники литературоведческого подхода, пожалуй, являются самой многочисленной группой исследователей творчества Толкина и самой многогранной: мифологическое направление, религиозное направление, аллегорическое направление и прочие А. Ф. Лосев [9], А.А. Струк[4], Д.С. Гиренко[4]. По мнению И.А. Маклакова «писатель активно разрабатывает мифологические темы, сюжеты, мотивы, символы и образы, конструируя свой миф о собственном мире, основываясь на базовых принципах и функциях мифологии. На этом фундаменте Толкин выстраивает свой эпос, проводя его по традиционному пути от архаики к героике, широко и плодотворно используя типические элементы древнего эпоса, помогая читателю глубже проникнуть в свой философский замысел»[3].

Таким образом, многообразие подходов к исследованию и популярность творчества Толкина подтверждает его глубину, многоплановость, необычность и притягательность как для обывателей, так и для серьёзных учёных. Начиная с массового распространения книг писателя, социально-цивилизационная направленность в развитии современного общества на многие поколения вперёд сформировала своё особенное направление, стала родоначальником нового жанра в литературе, нового направления в научных исследованиях, а также наполнила общественную и межличностную сферу деятельности людей новыми смыслами и стремлениями. Динамичная структура эпоса Толкина, постоянное напряженное противостояние Добра и Зла, атмосфера рискованного и опасного путешествия захватила культурную и повседневную жизнь людей. По настоящее время у произведений Толкина до сих пор остаётся невероятно мощный потенциал для исследований и новых открытий.

 

[1] URL:  https://vk.com/doc63324277_684310521?hash=eooL24CwBYgOBblwQPQuyI2NwT5IeyDMQ32tTXF9AOc&dl=PtHQqIpCTG0T5yZSzVq7exZD42ArCWwAzVTd3JaLNlk&api=1&no_preview=1https://vk.com/doc63324277_684329603?hash=dQ0uSfdZeRklTVSzRJzanF0OhefbwDKaedZzmqbCMXg&dl=wtsZBeU3dfB5r8EvEAjhuhqzxxljyfWBq3EpcSFgVVP&api=1&no_preview=1 (дата обращения: 10.01.2025).

[2] А.С. Большаков. Вселенная «Властелин Колец» Дж. Р.Р. Толкина в свете аналитической психологии К.Г. Юнга / Вестник Московского государственного университета печати. 2015. С. 241-245.

[3] И.А. Маклаков. Специфические особенности жанра фэнтези в творчестве Д. Толкина / Специфические особенности жанра фэнтези в творчестве Д. Толкина. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, №87, с. 758–769.

Related Articles

Цель исследования:

изучение особенностей культурно-исторической метафоры образа зла фантастического эпоса Дж.Р.Р. Толкина в целом и процесса деградации персонажа эпопеи Сарумана Белого

Голосование

Какой персонаж эпоса Толкина по вашему мнению наиболее устрашающий