Метафоры

Саруман Белый

Саруман Белый

Переход светлого волшебника (майар) Сарумана Белого на сторону зла Темного Властелина Саурона стало ещё одной метафорой эпоса Толкина. Именно Саруман стал в романе «Властелин колец» той силой, которая достижения мысли, науки и техники повернула на сторону зла, порабощения и войны, якобы в целях того, «чтобы люди жили мирно и счастливо».

О Сарумане читатель узнаёт уже в первых страницах «Властелина колец». Гэндальф в беседе с Фродо довольно точно описывает Сарумана как великого мудреца, первого среди магов, возглавляющего Совет магов. При этом сразу же отмечает непомерную гордыню Сарумана, который из-за многих своих знаний настолько «возгордился», что возомнил себя выше все. Это стало первым шага на пути его духовно-нравственного падения. Даже Древень сообщает о своих подозрениях в отношении склонности Сарумана к тёмной стороне как раз с того момента, как его выбрали главой Совета магов.

Также мы узнаём о том, что Саруман уже довольно давно изучает историю и тайны Колец, и преуспел в этом больше других. Как показали дальнейшие события сюжета, знания о Кольцах и о событиях в Мордоре Саруман получал в том числе через колдовское зеркало: ««Изо дня в день, год за годом приникал он к колдовскому зеркалу и под надзором из Мордора впитывал мордорские подсказки.  Ортханкский зрячий камень стал волшебным зеркальцем Барад-Дура: ныне всякий, кто взглянет в него - если он не наделен несгибаемой волей, - увидит и узнает лишь то, что угодно Черному Владыке, сделается его добычей.».

Зло овладевало Саруманом постепенно, ведь поначалу он был верным соратником и добропорядочным соседом. Однако со временем его черные замыслы созрели, а сердце ожесточилось. Саруман начал стравливать между собой соседние племена, обманом и хитростью ослаблять человеческие царства.

Чтобы никто не мешал воплощению тайного замысла Сарумана, волшебник, используя свой дар убеждения  уговаривает Совет магов не разыскивать Кольцо Всевластия по причине того, что «Кольцо  поглотил Андуин Великий,  и, пока  Саурон был безликим призраком, течение унесло его сокровище в Море, а из морских глубин ничто не возвращается. Кольцо Всевластья упокоилось навеки".» [24]. Он периодически предупреждал Совет о действиях Мордора по подготовке к войне, например, о нападении назгул на хоббитов. Чтобы устранить Гэндальфа со своего пути, заманить к себе в крепость, он предложил через волшебника Радагаста свою помощь Гэндальфу. В своей привычной манере Саруман попытался сначала убедить Гэндальфа перейти на его сторону силой слова. Рассказывал о новой эпохе, приходящей на смену власти эльфов, о новой силе и Большом народе, которым маги призваны управлять. Новую силу маги обязаны поддержать, так как она, возвысившись, возвысит и своих союзников. Саруман настаивал на том, что нужно продолжать двигаться к общей цели «Всезнания, Самовластия и Порядка» [24], но с использованием новых способов. Гэндальф не согласился с позицией Сарумана, но выяснил, что его недавний соратник стал предателем.

Слова Сарумана и политические игры шли параллельно с его усилиями по созданию армии, которая станет на защиту его личных целей. Гэндальф увидел в крепости Сарумана такую неутешительную картину: «… я оглядел долину, некогда покрытую цветущими лугами; теперь лугов здесь почти не осталось: я видел черные провалы шахт, плоские крыши оружейных мастерских и   бурые дымки над горнами кузниц.» [24].

В своём эпосе Толкин называет духовно-нравственное падение Сарумана перерождением, он отмечает, что подобное принятие коварства врага, за которым так пристально следишь, как своего собственного не является редкостью. Своим отречением от добра и желанием завладеть Кольцом Саруман продемонстрировал читателю факт того, что даже знания, магия и мудрость не защитят от зла, предательства, утраты доверия. Саруман сам загнал себя в ловушку и стал зависим от воплощенного зла – Саурона.

После раскрытия Гэндальфом тайного плана и предательства Сарумана, он отправляет армию своих орков на войну с союзной армией людей, на разведывательные вылазки и разбойные нападения, и, не скрываясь, общается с Сауроном,. Это становится понятно из контекста книги. Гэндальф так рассказывает о пропаже хоббитов Мэрри и Пиппина: «Саруман возмечтал овладеть Кольцом или же захватить хоббитов и выпытать у них всю подноготную. Аудалосьему напару с Сауроном всего лишь вихрем домчать Меррии Пина к Фангорну» [24]. Проводниками злой воли Сарумана становятся его создания – Урук-хай, полуорки и полулюди, вооруженные дикие горцы, волки.

Однако уничтожение всего живого в крепости Изенгард приводит Сарумана к началу его конца. Живые деревья энты, сопровождаемые маленьькими хоббитами, разрушают крепость Сарумана, после чего он вынужден в ней запереться с Гримой Гнилоустом. Вернувшийся с новыми силами Гэндальф окончательно побеждает Сарумана, лишает его большей части магической силы, ломает его посох. На этом этапе Автор признаёт факт того, что Саруман потерял свой разум и погряз во зле настолько, что назад на сторону добра ему уже не вернуться. Крепость Сарумана Ортханк затоплена. Однако САруману удаётся из неё сбежать, после чего он вынужден скитаться с Гримом Гнилоустом по дорогам. Эта пара предателей выглядит по мнению Автора очень жалко: «…нагнали старика с посохом, в грязновато-былых, не то серых лохмотьях; за ним тащился другой нищебород, стеная и причитая». Попытка возродить былое величие Сарумана путём захвата власти в Шире у хоббитов окончательно решает судьбу Сарумана, которого в итоге убивает его же приспешник Грима Гнилоуст.

Date

10 января 2025

Tags

Персонажи

Цель исследования:

изучение особенностей культурно-исторической метафоры образа зла фантастического эпоса Дж.Р.Р. Толкина в целом и процесса деградации персонажа эпопеи Сарумана Белого

Голосование

Какой персонаж эпоса Толкина по вашему мнению наиболее устрашающий