Электронное издание КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РФ[1] составило для своих читателей исторический экскурс в киноисторию экранизаций известных романов Толкина.
- «Хоббит», 1966 год, Чехословакия, США, режиссёр Джин Дейч.
Этот небольшой по современным меркам видеосюжет - единственная прижизненная экранизация Толкина. Качество этого мультфильма, несомненно, оставляет желать лучшего. Даже полноценным мультфильмом этот «шедевр» назвать сложно, потому что на экране зритель увидит набор статичных рисунков с закадровым голосом рассказчика. Длительность его тоже не позволяет даже говорить о том, что в «Хоббите» сохранился оригинальный сюжет хотя бы в первом приближении, ибо за 12 минут даже кратко пересказать содержание книги не получится. По сюжету к Бильбо приходят выжившие из гномьего государства, захваченного драконом Слагом. Хоббита выбирают спасителем, ведь именно о нём написано в пророчестве. Далее следуют препятствия по сюжету: тролли, пещера Голлума, кольцо, Аркенстон заряжают в лук и убивают Слага. Все спасены, все счастливы, Бильбо женится на принцессе, и спустя какое-то время они возвращаются в Хоббитон.
- «Хоббит», 1977 год, США, Япония, режиссёры Джулз Басс и Артур Ранкин мл.
Режиссурой мультфильма занялись уже признанные к тому моменту мастера мультипликации Джулз Басс и Артур Ранкин-младший, причём их изначально интересовало сотрудничество с японской студией, так как это позволяло достичь оптимального соотношения между ценой и качеством проекта. Правда, экранизация получилась отчасти похожей на первые аниме, но при этом она оказалась вполне полноценной и довольно близкой к литературному оригиналу.
Ещё одна лента соавторов: «Возвращение короля», 1980 год, США, Япония, режиссёры Джулз Басс и Артур Ранкин мл.
В этот раз режиссёры решили взяться за третий том известной саги, считая его самым насыщенным событиями. Они добавили своему мультфильму мрачности, дополнили его атмосферной музыкой и собрали затем восторженные отзывы поклонников. В мультфильме мы можем услышать множество песен, перенесённых из книги. Все основные сюжетные события здесь можно увидеть: знакомство с гномами, встреча с троллями, нахождение героями своих мечей в пещере, Ривенделл и Элронд, спуск в Мглистые горы и встреча Бильбо с Голлумом, пауки в Лихолесье, встреча с Трандуилом, убийство Смауга Бардом и, наконец, Битва Пяти Воинств.
- «Властелин колец», 1978 год, США, Великобритания, Испания, режиссёр Ральф Бакши.
Эту экранизацию вполне можно назвать одной из самых спорных и противоречивых. Анимация создавалась в очень странной технике, когда сцены снимают живьём, а затем обводят кадры на бумаге, дорисовывая то, что нужно по сюжету. Возможно, такой подход и имеет право на существование, но результат вышел не слишком впечатляющим. Помимо странных рисунков вокруг героев, зрителей смущало ещё и озвучивание: характеры персонажей в этом мультфильме совершенно не соответствуют голосам. Также его продолжительность (2 часа с небольшим) не позволяет говорить о том, что создатели смогли достоверно передать содержание саги. Сначала планировалось снять 3 анимационных фильма, но из-за сомнений в кассовых сборах второй части было решено сделать 2 фильма длительностью по 2 часа каждый.
По итогу в 2 часа 12 минут смогли уложить 2 части книги: "Братство кольца" и "Две башни".Фильм заканчивается на том, что Голлум ведёт хоббитов к Шелоб, а Гэндальф, Арагорн (который, кстати говоря, не носит штаны в фильме, ведь, как известно, Толкин про штаны ничего не писал, а, значит, их и не было), Леголас, Гимли и остальные отстояли Хельмову Падь.
К огромному сожалению, вторая часть так никогда и не вышла.
- «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита», 1985 год, СССР, режиссёр Владимир Латышев.
Эта лента скорее не полноценный фильм, а качественный телеспектакль, создатели которого очень бережно отнеслись к литературному первоисточнику. Несмотря на отсутствие некоторых эпизодов из книги, эта экранизация получилась очень атмосферной и душевной. У постановки прекрасное музыкальное сопровождение, актёры играют просто блестяще, а общее качество для советского телеспектакля можно оценить довольно высоко. Выходит, телеспектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита» в рамках телепередачи "Сказка за сказкой" на ТВ. Картина была снята на камеры павильонного представления, которое украсили спецэффектами.
- «Хранители», 1991 год, СССР, режиссёр Наталья Серебрякова.
Это ещё один телеспектакль, который можно назвать самой неизвестной экранизацией Толкина. В общем-то, ценители классической трилогии «Властелин колец» смогут найти в «Хранителях» массу недостатков. Но они с лихвой компенсируются любовью создателей к первоисточнику и попытке сохранить в постановке атмосферу произведения.
- «Хоббиты», 1993 год, Финляндия, режиссёр Тимо Торикка.
Этот мини-сериал снимался по мотивам не самого произведения Толкина (хотя и его тоже), а больше по постановке, завоевавшей огромную популярность в Финляндии в конце 1980-х. Режиссёр во время съёмок фильма для создания девяти эпизодов он выделил главное – путешествие двух хоббитов – и отсёк всё лишнее, что не имело, по мнению Томо Торикки, слишком большого значения. Финский зритель смог в полной мере оценить все достоинства постановки, а критики встретили сериал с большой теплотой.
По признаниям поклонников Толкина, из всех вышеперечисленных лент только одна из них, выпущенная в 1978 году (режиссер ‑ Ральф Бакши) осталась в памяти почитателей таланта Профессора.
- Ровно спустя полвека после выхода книги, новозеландский режиссер Питер Джексон решился экранизировать "Властелина колец".
Мир Толкина требовал самых передовых спецэффектов и определенного уровня риска со стороны продюсеров – а еще амбициозного режиссера. Чтобы воплотить многостраничную эпопею, насыщенную персонажами, отсылками и разнообразными локациями, было необходимо найти баланс между оригиналом и требованиями кинематографического зрелища. Подобный проект изначально предполагает именно форму блокбастера, и из-за размаха истории, и вследствие условий индустрии: чтобы фильм окупился, нужно сделать из него событие. Джексон принял довольно радикальное решение снимать три фильма одновременно и в Новой Зеландии.
«Властелина колец» начали снимать в октябре 1999 года, а закончили только в декабре 2000-го. Больше года команда делала трилогию, еще не зная, что саге суждено стать великой, заслужить признание зрителей и получить с десяток «Оскаров».
Сюжет сосредоточен на истории «маленького человека» (буквально и символически), хоббита Фродо, который оказывается случайно втянутым в события войны Добра и Зла. Постепенно герой обзаводится соратниками и все больше осознает тяжесть возложенной на него миссии, в общем-то, по спасению мира. Если первая часть трилогии выстроена линейно, вокруг протагониста, то во второй параллельно действуют три сюжетные линии, но все они объединены общим мотивом борьбы со Злом. В третьей части Джексон продолжает развитие нескольких сюжетных арок, но при этом сочетает продолжительные батальные сцены с массовыми действиями с разрешением психологических конфликтов отдельных героев. В общем, трилогия следует классической схеме: большую часть первого фильма можно воспринимать как экспозицию и завязку, ее конец и весь второй – как развитие действия, третью часть – как кульминацию и развязку. По-отдельности же они так не функционируют, поскольку у «Двух крепостей», по сути, нет завязки – он начинается ровно с того места, где закончилось «Братство кольца». То же самое и с «Возвращением короля». Батальную сцену при Хельмовой Пади во втором фильме и колоссальную по масштабу и размаху спецэффектов битву при Минас-Тирите в третьем до сих пор можно считать образцами подлинно кинематографического Зрелища эпохи блокбастеров.
[1] URL: https://kulturologia.ru/blogs/051022/54408 (дата обращения: 10.01.2025).