По мотивам эпоса Толкина

Эпос Толкина в кино

Эпос Толкина в кино

Электронное издание КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РФ[1] составило для своих читателей исторический экскурс в киноисторию экранизаций известных романов Толкина.

  1. «Хоббит», 1966 год, Чехословакия, США, режиссёр Джин Дейч.

Этот небольшой по современным меркам видеосюжет - единственная прижизненная экранизация Толкина. Качество этого мультфильма, несомненно, оставляет желать лучшего. Даже полноценным мультфильмом этот «шедевр» назвать сложно, потому что на экране зритель увидит набор статичных рисунков с закадровым голосом рассказчика. Длительность его тоже не позволяет даже говорить о том, что в «Хоббите» сохранился оригинальный сюжет хотя бы в первом приближении, ибо за 12 минут даже кратко пересказать содержание книги не получится. По сюжету к Бильбо приходят выжившие из гномьего государства, захваченного драконом Слагом. Хоббита выбирают спасителем, ведь именно о нём написано в пророчестве. Далее следуют препятствия по сюжету: тролли, пещера Голлума, кольцо, Аркенстон заряжают в лук и убивают Слага. Все спасены, все счастливы, Бильбо женится на принцессе, и спустя какое-то время они возвращаются в Хоббитон.

  1. «Хоббит», 1977 год, США, Япония, режиссёры Джулз Басс и Артур Ранкин мл.

Режиссурой мультфильма занялись уже признанные к тому моменту мастера мультипликации Джулз Басс и Артур Ранкин-младший, причём их изначально интересовало сотрудничество с японской студией, так как это позволяло достичь оптимального соотношения между ценой и качеством проекта. Правда, экранизация получилась отчасти похожей на первые аниме, но при этом она оказалась вполне полноценной и довольно близкой к литературному оригиналу.

Ещё одна лента соавторов: «Возвращение короля», 1980 год, США, Япония, режиссёры Джулз Басс и Артур Ранкин мл.

В этот раз режиссёры решили взяться за третий том известной саги, считая его самым насыщенным событиями. Они добавили своему мультфильму мрачности, дополнили его атмосферной музыкой и собрали затем восторженные отзывы поклонников. В мультфильме мы можем услышать множество песен, перенесённых из книги. Все основные сюжетные события здесь можно увидеть: знакомство с гномами, встреча с троллями, нахождение героями своих мечей в пещере, Ривенделл и Элронд, спуск в Мглистые горы и встреча Бильбо с Голлумом, пауки в Лихолесье, встреча с Трандуилом, убийство Смауга Бардом и, наконец, Битва Пяти Воинств.

  1. «Властелин колец», 1978 год, США, Великобритания, Испания, режиссёр Ральф Бакши.

Эту экранизацию вполне можно назвать одной из самых спорных и противоречивых. Анимация создавалась в очень странной технике, когда сцены снимают живьём, а затем обводят кадры на бумаге, дорисовывая то, что нужно по сюжету. Возможно, такой подход и имеет право на существование, но результат вышел не слишком впечатляющим. Помимо странных рисунков вокруг героев, зрителей смущало ещё и озвучивание: характеры персонажей в этом мультфильме совершенно не соответствуют голосам. Также его продолжительность (2 часа с небольшим) не позволяет говорить о том, что создатели смогли достоверно передать содержание саги. Сначала планировалось снять 3 анимационных фильма, но из-за сомнений в кассовых сборах второй части было решено сделать 2 фильма длительностью по 2 часа каждый.

По итогу в 2 часа 12 минут смогли уложить 2 части книги: "Братство кольца" и "Две башни".Фильм заканчивается на том, что Голлум ведёт хоббитов к Шелоб, а Гэндальф, Арагорн (который, кстати говоря, не носит штаны в фильме, ведь, как известно, Толкин про штаны ничего не писал, а, значит, их и не было), Леголас, Гимли и остальные отстояли Хельмову Падь.

К огромному сожалению, вторая часть так никогда и не вышла.

  1. «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита», 1985 год, СССР, режиссёр Владимир Латышев.

Эта лента скорее не полноценный фильм, а качественный телеспектакль, создатели которого очень бережно отнеслись к литературному первоисточнику. Несмотря на отсутствие некоторых эпизодов из книги, эта экранизация получилась очень атмосферной и душевной. У постановки прекрасное музыкальное сопровождение, актёры играют просто блестяще, а общее качество для советского телеспектакля можно оценить довольно высоко. Выходит, телеспектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита» в рамках телепередачи "Сказка за сказкой" на ТВ. Картина была снята на камеры павильонного представления, которое украсили спецэффектами.

  1. «Хранители», 1991 год, СССР, режиссёр Наталья Серебрякова.

Это ещё один телеспектакль, который можно назвать самой неизвестной экранизацией Толкина. В общем-то, ценители классической трилогии «Властелин колец» смогут найти в «Хранителях» массу недостатков. Но они с лихвой компенсируются любовью создателей к первоисточнику и попытке сохранить в постановке атмосферу произведения.

  1. «Хоббиты», 1993 год, Финляндия, режиссёр Тимо Торикка.

Этот мини-сериал снимался по мотивам не самого произведения Толкина (хотя и его тоже), а больше по постановке, завоевавшей огромную популярность в Финляндии в конце 1980-х. Режиссёр во время съёмок фильма для создания девяти эпизодов он выделил главное – путешествие двух хоббитов – и отсёк всё лишнее, что не имело, по мнению Томо Торикки, слишком большого значения. Финский зритель смог в полной мере оценить все достоинства постановки, а критики встретили сериал с большой теплотой.

По признаниям поклонников Толкина, из всех вышеперечисленных лент только одна из них, выпущенная в 1978 году (режиссер ‑ Ральф Бакши) осталась в памяти почитателей таланта Профессора.

  1. Ровно спустя полвека после выхода книги, новозеландский режиссер Питер Джексон решился экранизировать "Властелина колец".

Мир Толкина требовал самых передовых спецэффектов и определенного уровня риска со стороны продюсеров – а еще амбициозного режиссера. Чтобы воплотить многостраничную эпопею, насыщенную персонажами, отсылками и разнообразными локациями, было необходимо найти баланс между оригиналом и требованиями кинематографического зрелища. Подобный проект изначально предполагает именно форму блокбастера, и из-за размаха истории, и вследствие условий индустрии: чтобы фильм окупился, нужно сделать из него событие. Джексон принял довольно радикальное решение снимать три фильма одновременно и в Новой Зеландии.

«Властелина колец» начали снимать в октябре 1999 года, а закончили только в декабре 2000-го. Больше года команда делала трилогию, еще не зная, что саге суждено стать великой, заслужить признание зрителей и получить с десяток «Оскаров».

Сюжет сосредоточен на истории «маленького человека» (буквально и символически), хоббита Фродо, который оказывается случайно втянутым в события войны Добра и Зла. Постепенно герой обзаводится соратниками и все больше осознает тяжесть возложенной на него миссии, в общем-то, по спасению мира. Если первая часть трилогии выстроена линейно, вокруг протагониста, то во второй параллельно действуют три сюжетные линии, но все они объединены общим мотивом борьбы со Злом. В третьей части Джексон продолжает развитие нескольких сюжетных арок, но при этом сочетает продолжительные батальные сцены с массовыми действиями с разрешением психологических конфликтов отдельных героев. В общем, трилогия следует классической схеме: большую часть первого фильма можно воспринимать как экспозицию и завязку, ее конец и весь второй – как развитие действия, третью часть – как кульминацию и развязку. По-отдельности же они так не функционируют, поскольку у «Двух крепостей», по сути, нет завязки – он начинается ровно с того места, где закончилось «Братство кольца». То же самое и с «Возвращением короля». Батальную сцену при Хельмовой Пади во втором фильме и колоссальную по масштабу и размаху спецэффектов битву при Минас-Тирите в третьем до сих пор можно считать образцами подлинно кинематографического Зрелища эпохи блокбастеров.

 

[1] URL: https://kulturologia.ru/blogs/051022/54408 (дата обращения: 10.01.2025).

Related Articles

Цель исследования:

изучение особенностей культурно-исторической метафоры образа зла фантастического эпоса Дж.Р.Р. Толкина в целом и процесса деградации персонажа эпопеи Сарумана Белого

Голосование

Какой персонаж эпоса Толкина по вашему мнению наиболее устрашающий